Противотанковая управляемая ракета 9М17 «Фаланга-М». |
Майское, 1957 г., постановление санкционировало работы
по 8 ПТРК. Это объяснялось как срочностью (у потенциального противника уже есть,
у нас — еще нет), так и, в большей степени, новизной и сложностью задачи. Было
даже не очень понятно, на каких принципах строить новый вид управляемого оружия,
что окажется наиболее практичным и перспективным?
Берясь за новую тему, конструктор пушечных систем авиационного вооружения
Александр Эммануилович Нудельман, возглавлявший московское ОКБ-16 (сейчас — КБ
точного машиностроения им. А.Э. Нудельма-на), сначала попробовал путь, возможно,
наиболее перспективный, но и наиболее сложный — самонаведение ПТУР. И сегодня,
почти полвека спустя, противотанковых ракет с головками самонаведения не имеет
на вооружении ни одна армия мира — тем более не удалось создать их в конце
1950-х...
Тогда решили опереться на свой же опыт работы с радиолокационными прицелами. В
отличие от коломенского КБМ, москвичи применили в ракетном комплексе «Фаланга»
передачу управляющих команд не по проводам, а по радиолинии.
Решение это было по тем временам неочевидным, таковым остаётся и сейчас. Прежде
всего, радиолинии подвержены помехам. А кроме того, размеры антенн как на
ракете, так и командных, жёстко связаны с используемым диапазоном радиоволн, а
тот, во многом, определяется наличной элементной базой электроники... С другой
стороны, нет конструктивно-технологических проблем с многокилометровым проводом
и его скоростной размоткой, существенно упрощается установка ракетных систем на
разные носители.
Компоновка ракеты ЗМ11 определялась размещением кумулятивной БЧ впереди, а
отсека радиоуправления — в хвостовой части. Соответственно, сопла двухрежимного
твердотопливного двигателя пришлось разнести на боковую поверхность.
Аэродинамическая схема — промежуточная, т.е. «бесхвостка», но не «чистая» —
перед крестовидным крылом в горизонтальной плоскости размещаются дестабилизаторы,
облегчающие управление по тангажу. Органы управления — традиционные
«авиационные» рули, для привода которых использовались пневматические рулевые
машинки (сжатый воздух запасён в баллоне на борту ракеты). При этом вертикальные
рули работали и как элероны, управляя креном.
Любопытная деталь: после схода с направляющих ракета
разворачивалась по крену и превращалась из «х» в«+».
При хранении и транспортировке ракета была достаточно компактной за счёт
складывающихся крыльев. Однако при подготовке к боевому применению консоли нужно
было раскрыть вручную, после чего говорить о компактности уже не приходилось.
Крупными были и рельсовые направляющие. Характерной деталью внешнего вида ракеты
стали довольно массивные трассёры, установленные на горизонтальных консолях.
Комплекс с 30-килограммовыми ракетами изначально
делался возимым. Первыми его «шасси» стали БРДМ-1. Но вскоре «Фалангам» нашлось
куда более перспективное применение.
Над полем боя утвердился новый летательный аппарат — вертолёт. Задача создания
собственно винтокрылой машины к этому времени была решена, предстояло
определить, чем его вооружить. И если с пехотой противника неплохо справлялись
пулемёты, то вот противотанковое оружие нужно было выбрать: автоматические
пушки, бомбы, неуправляемые (НУР, НУРС) и управляемые ракеты.
Но пушки требуемой мощности для вертолётов тяжеловаты. Бомбы уж очень
«подставляют» носитель. Значит, ракеты, неуправляемые, а главное — управляемые.
Именно ПТУРы сделали вертолёт грозной боевой машиной, способной повлиять на
исход войн. Тем более, что применяться они могут не только против танков...
И когда выбирали, чем вооружить советские боевые вертолёты, наиболее
подходящей оказалась именно «Фаланга»! Прежде всего потому, что проводные каналы
управления плохо сочетались с подвижным, тем более — быстролетящим носителем.
В 1960 четыре «Фаланги» поставили на Ми-1. Летать, стрелять и даже
попадать в цель такой комплекс мог, но вот маневрировать над полем боя — нет, и
ракеты переставили на значительно более мощный Ми-4. Однако в серию комплекс
вертолётного вооружения К-4В (уже с модификацией
9М17 «Фаланга-М») пошёл лишь через 6 лет, и тормозили его не технические
причины: немало сил и времени отняло отстаивание самой концепции боевого
винтокрылого аппарата! И только когда началось создание гораздо более
совершенного Ми-24, решили направить комплекс в войска, набраться опыта. Всего в
1966-1970 гг. в вариант Ми-4АВ переоборудовали около 200 машин.
Газотурбинный бронированный Ми-24 изначально рассчитывался под ПТРК нового
поколения «Штурм» (рассказ о нём впереди), но его создание затянулось почти на
10 лет, и новый вертолёт оснастили всё тем же К-4В. Сначала на борта десантной
кабины поставили фермы с Ми-4АВ, но в таком виде летал только один экземпляр.
Гораздо удобнее оказалось разместить рамы с ПТУРами на пилонах под концами крыла
скоростного вертолёта. Наведение ракет выполнялось с помощью танкового
телескопического визира 9Ш121. Таких вертолётов — Ми-24А — было выпущено 250 шт.
В 1973 г. на вооружение приняли Ми-24Д с комплексом «Фаланга-П» (ракеты
9М17П). Изменился и сам вертолёт (обретя свою прославленную в дальнейшем
«двугорбую» кабину экипажа), но главное — появилась полуавтоматическая система
управления вооружением «Радуга-Ф». Теперь штурману-оператору достаточно было
удерживать на цели перекрестие гиростабилизированного прицела, а управляющие
команды формировались автоматически. «Ра-дуга-Ф» позволила после пуска ракеты
отворачивать вертолёт от цели на 60° по курсу, а вероятность попадания
повысилась в 3-4 раза.
Ми-24Д было выпущено 350 штук. Часть их (под названием Ми-25) пошла на
экспорт. Вертолёты с «Фалангами» активно воевали прежде всего — на Ближнем
Востоке. Хотя в начале 80-х ракета уже считалась устаревшей, её применение в
арабо-израильских и ирано-иракской войнах было вполне эффективным.
И модернизационный потенциал «Фаланги» не исчерпан! Даже на МАКС-99
демонстрировались новые варианты ракеты с боевыми частями повышенной мощности и
усовершенствованной системой управления. А производство мишеней на базе ПТУР
продолжается и в XXI в.
"ТМ" Сергей АЛЕКСАНДРОВ