Главная |
ПТУР противотанковая управляемая ракета |
||||
Молнии, бьющие из-под крыльев |
К концу 1970-х гг. военные всего мира не просто поняли, но прочувствовали, что главным врагом танка на поле боя (а также на подходе к нему) стал вертолёт (или малоскоростной маневренный самолёт), вооружённый управляемыми ракетами. Логичным ответом стало всемерное усиление средств ПВО механизированных войск: в боевых порядках рядом с танками появились более или менее неуклюжие, но вполне эффективные самоходные зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, танки и БТРы «ощетинились» зенитными пулемётами и ПЗРК. В результате вертолёт, подошедший к бронированным целям на расстояние уверенного пуска, попадает под такой плотный огонь, что не спасают уже ни броня, ни маневр... Очевидным шагом в развитии противотанковой обороны стало повышение дальности пуска авиационных ракет. Однако всё не так просто. Управляемой ракетой нужно упраять. Для этого нужна либо головка самонаведения, либо дистанционное управление. Но перспективы появления достаточно компактных и дешёвых головок самонаведения на защищенные, маневренные, замаскированные наземные цели попрежнему оставались туманными. А дистанционное наведение предполагает, что наводчик видит цель. Но тогда весьма вероятно, что и цель видит наводчика и попытается ответить. То есть, новая авиационная противотанковая ракета не просто должна была иметь в 1,5—2 раза большую дальность, но и минимальное время полёта на эту дальность! И, конечно, боевую часть, гарантированно поражающую существующие и перспективные бронецели. Что, в свою очередь, неизбежно увеличивает стартовую массу... Коломенское КБМ предложило модификацию «Штурма» — «Атаку» , однако, превосходя зарубежные аналоги, новая ракета всё-таки не удовлетворяла требованиям советских военных. Тульское КБП, опираясь на предложенную его главным конструктором Аркадием Шипуновым классификацию ПТУРов, предложило принципиально новую ракету. Ценой повышения габаритов обеспечивалось удвоение и дальности стрельбы, и скорости полёта. Ракета 9А4172 создана не без влияния зенитной 9М311 комплекса «Тунгуска» и стала первой в своём классе, получившей не вышибной заряд (он тоже остался) и не стартовый двигатель, а полноценную первую ступень. Правда, во время её работы ракета управляется автопилотом, а дистанционное управление не функционирует, поскольку приёмники управляющих сигналов (лазерных) открываются только после разделения ступеней. В результате, скорость новой ПТУР достигла 610 м/с (почти две «Маха»), а дальность стрельбы - 10 км (эту дистанцию ракета проходит за 28 с). Тандемная кумулятивная боевая часть пробивает 800 — 1000 мм брони за динамической защитой. Помимо традиционного контактного взрывателя, ракета имеет и неконтактный, и может применяться против небронированных целей как осколочно- фугасная. Получившиеся характеристики ракеты блестяще иллюстрируют преимущества многоступенчатой схемы: при той же стартовой массе, что и снарядов комплекса «Штурм» (при том же диаметре корпуса и в полтора раза большей длине), «Вихрь» несёт в полтора раза более тяжёлую БЧ вдвое дальше и в полтора раза быстрее! Но энергетика двигателей и боеголовки, совершенная аэродинамика — даже не полдела. Управляемой ракетой нужно управлять, и для этого в подмосковном Красногорске создали всесуточный оптико-электронный комплекс И-251 «Шквал». Он объединил стабилизированную оптическую систему с 32-кратным увеличением, процессор обработки данных, автоматизирующий сопровождение целей в оптическом диапазоне, собственно систему управления ракетами и лазерное устройство передачи команд. Как и в системах лазерного управления других отечественных противотанковых ракет, оптический луч направлен не на цель, а на ракету, да и мощность его ниже (по некоторым данным — на порядок) порога срабатывания индикаторов обнаружения лазерного облучения. Впрочем, в составе комплекса есть и лазер для подсветки целей при использовании боеприпасов с другой, «классической », системой наведения, и лазерный дальномер. «Шквал» позволил «Вихрю» поражать цели на дистанции 10—12 км днём и до 6 км ночью. Для размещения «Вихря» на носителе используются авиационные пусковые установки АПУ-6 (на Ка-50 и Ка-52) и АПУ-8 (Су-39) — цифра в названии означает число ракет на подвеске. Характерной особенностью обеих агрегатов является наведение в вертикальной плоскости: перед пуском ТПК опускаются на 10° вниз для того, чтобы ракета вошла в управляющий лазерный луч. Разработка «Вихря» началась в 1980-м, на вооружение комплекс был принят в 1992-м. Но его оказалось не на что ставить... Главным носителем и «Вихря», и «Шквала» виделся Ка-50. Однако если сначала именно затянувшаяся разработка насыщенного новинками комплекса задержала доводку вертолёта (полетевшего ещё в 1982-м), то потом неопределённость революционного носителя притормозила развитие нового ПТРК! Медленно разворачивалось (и практически прекратилось) и производство второго носителя «Вихря» — штурмовика Су-25Т (в серии — Су-39). Для флота был предложен «Вихрь-К» (четыре транспортно-пусковые контейнера вешаются на башню 30-мм артиллерийской установки АК-306 того же КБП), но и он пока потребителя не нашёл.. Конструкторская мысль не стоит на месте, тем более, что при всей уникальности тандема «Вихрь» — «Шквал», оптика всё-таки не всепогодна. Оставляет желать лучшего и штатный тепловизионный канал. Решение ищется на пути комплексирования: на Ка-50 и Ка-52 ставятся дополнительные тепловизоры (в том числе импортные) и радиолокаторы «Арбалет», а Су-39 оснащается радиолокатором «Копьё». Практически «Шквал» становится основой прицельно-навигационного комплекса управляемого вооружения, чему способствует входящая в систему цифровая вычислительная машина. Но пока «Вихрь» остаётся некое технологической вершиной в развитии вооружений. А вот станет ли он надёжным и грозным оружием российской армейской авиации большой вопрос. |
|||